Строительство-2014: итоги радуют, перспективы настораживают

Только 12% строительных компаний работают с полной загрузкой мощностей

Январь – традиционный месяц для подведения итогов предыдущего «строительного» года. И хотя официальной статистики еще не появилось, можно говорить о первых результатах – далеко не таких радужных, как хотелось бы. Хотя и о кризисе говорить еще пока рано.

 

Строительство в цифрах

Прежде всего, несколько слов об общей ситуации в строительной отрасли. И хотя Росстат еще не подвел итоги 2014 года, есть данные о работе отрасли в IV  квартале и прогнозы на I квартал 2015 года, которые довольно красноречивы.

Так, в IV квартале 2014 г. руководители 80% строительных организаций оценили экономическую ситуацию в строительстве как "удовлетворительную", 12% – как "неудовлетворительную" и 8% – как "благоприятную".

 В I квартале 2015 г. 74% руководителей строительных организаций не ожидают ее изменения, 18% – считают, что экономическая ситуация в строительстве улучшится, 8% – ожидают ее ухудшения. Представляется, что сейчас цифры прогноза  будут несколько иными, с учетом обвала курса рубля и повышения ЦБ базовой учетной ставки до 17%. По мнению ряда экспертов, ситуация в строительстве ухудшится, как минимум, для 50% строительных компаний.

Средняя обеспеченность заказами  в IV квартале 2014 г. по сравнению с III кварталом 2014 г. не изменилась и составила 6 месяцев. Крупные строительные фирмы обеспечены заказами на более длительный срок (8 месяцев), чем организации с численностью до 50 человек (4 месяца).

В IV квартале 2014 г. доля организаций, у которых отмечено увеличение объема работ, выполняемых по виду деятельности "Строительство", составила 18% (в III квартале 2014г. – 27%); Доля организаций, у которых зафиксировано уменьшение объема, составила 26% (в III квартале – 22%). Баланс оценок изменения этого показателя составил (-8%) против (+5%) в III квартале 2014 года.

 В I квартале 2015 г. доля организаций, у которых прогнозируется увеличение объема работ, больше удельного веса тех, кто предполагает его уменьшение; ожидается, что баланс оценок изменения показателя составит (+11%). Согласно прогнозу, увеличение физического объема работ в декабре 2014 года ожидали 20% руководителей организаций, уменьшение – 9% руководителей. Сейчас эти цифры также могут существенно измениться в связи с секвестром бюджета и уходом инвесторов из России.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в IV квартале 2014 г. составил 64%. При этом 7% организаций имели уровень загрузки не более 30% и только 12% организаций – свыше 90%.

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются "высокий уровень налогов" (на этот фактор указали 39% опрошенных руководителей организаций), "конкуренция со стороны других строительных фирм" (30%), "неплатежеспособность заказчиков" (27%).

Сейчас сюда следует добавить и высокий процент по банковским кредитам – как было озвучено  на заседании президиума Общественного Совета Минстроя России 19 января, банки предлагают компаниям кредиты уже не под 20, а 28% годовых. Такой процент практически ставит крест на кредитовании компаний, а большинство из них ведет свою деятельность исключительно с привлечением кредитов, не обладая достаточным объемом средств собственных. По словам министра строительства Михаила Меня, Минстрой представил в правительство России предложения по поддержке компаний в условиях высокой процентной ставки по кредитам, и со дня на день «ждет реакции». Как такое ожидание скажется на объемах строительства, остается только предполагать.

 

Жилье пока растет

 

На общем фоне неуверенности и возможной стагнации строительство жилья показывает стабильный рост, хотя и меньший, чем закладывалось несколько лет назад в ФЦП «Жилище».

Так, по словам председателя Общественного Совета Минстроя России Сергея Степашина, программа 2014 года по переселению граждан из аварийного жилья (а значит, и строительство для них нового жилья) впервые за все время существования выполнена в целом по России на 101%. Конечно, есть регионы, которые показали далеко не такие радужные цифры, но ряд регионов существенно превысил показатели. В условиях секвестра бюджета необходимо приложить все усилия, чтобы финансирование этой программы не сократилось.

В целом выполнены показатели и по строительству жилья – как и обещал в декабре 2014 года Президенту России Михаил Мень, в 2014 году введено более 71 млн кв.м. жилья. Это на 1 млн кв.м. больше, чем в 2013 году. Точные цифры Минстрой обещает к началу февраля.

Большинство жилья построено при совместном финансировании из федерального и региональных бюджетов, при этом Федерация, как правило, через Фонды ЖКХ, РЖС и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию участвует в финансировании строительства инженерной инфраструктуры.

В 2014 году активно росло ипотечное кредитование жилья – объем выданных ипотечных кредитов, по данным АИЖК, составил 1,7 трлн рублей. Однако конец года ознаменовался резким падением ипотеки, и даже от одобренных кредитов заемщики отказывались в связи с резким повышением процентной ставки. Сейчас банки предлагают ипотечный кредит под 21-23%  годовых против 11-12% в начале и середине 2014 года. В этих условиях объемы ипотечного кредитования будут неизбежно сокращаться, что обязательно отразится и на спросе на жилье на первичном и вторичном рынках. Первые данные можно ожидать уже к весне 2015 года.

Все это не может не повлиять на формирование портфеля заказов у застройщиков. Уже сейчас многие из них ожидают существенного сокращения спроса в сегменте жилья премиум-класса и приостановки роста жилья эконом-класса. Многие крупные застройщики, пренебрегавшие раньше, например окраинами Москвы и ближайшим Подмосковьем, сейчас активно уходят из центра столицы и ищут заказы в сегменте эконом-класса. 10-15% прибыли для застройщика становится очень хорошим показателем против 25-35% еще в 2013 году.

Поскольку одним из крупнейших заказчиков на рынке жилья остается государство посредством своих федеральных и региональных программ, большинство застройщиков, очевидно, будут бороться за госзаказ. Однако здесь их может ждать ловушка в виде роста цен на стройматериалы и строительство в целом, что сделает невозможным выполнение заказа по заключенной ранее цене. В этой ситуации застройщику придется либо строить «на свои», либо каким-то образом привлекать дополнительные средства, что весьма проблематично.

Что касается инвестиционного строительства, в том числе, и долевого, эксперты не ожидают слишком большого сокращения спроса населения на жилье. По мнению вице-президента NAI Becar Ильи Андреева, которое он высказал на своей странице в социальных сетях, «сейчас можно говорить о том, что в краткосрочной перспективе продолжится тенденция высокого спроса, связанного с попыткой людей избавиться от своих рублевых накоплений. Денежные средства на депозитах населения всё ещё составляют крайне большую сумму, и эти средства могут позволить рынку долгое время выживать даже в отсутствие относительно дешёвого ипотечного кредитования».

С другой стороны, цены на жилье уже пошли в рост и будут продолжать расти, хотя бы из-за высокой инфляции. Поэтому ждать появления доступного для большинства граждан жилья по-прежнему не приходится, если только не будут разработаны и выведены на рынок принципиально новые программы в этой области.

 

 

Дорогие дороги  России

Транспортное строительство в России традиционно осуществляется на бюджетные средства и поэтому напрямую зависит от состояния бюджета. В 2014 году на строительство и реконструкцию только федеральных автомобильных дорог было выделено более 140 млрд рублей, еще примерно такую же сумму заложили в свои бюджеты и регионы. Региональные средства формируются в основном за счет дорожных фондов, но в 2014 году уже пошли разговоры о том, что регионам этих средств не хватает.

Более того, и в целом дорог в России строится и ремонтируется гораздо меньше, чем в большинстве европейских стран. Так, построенные и отремонтированные в 2014 году 580 км федеральных дорог, а в целом по стране около 2000 км – это ничтожно мало по сравнению со всей существующей дорожной сетью, а главное, по сравнению с потребностью в дорогах. Сейчас в России около 1 млн км дорог, то есть строится и ремонтируется 0,2% автодорог в год. А 28 тыс. населенных пунктов вообще не связаны между собой дорогами – и это показатель скорее не европейский, а африканский. Как пример: в Китае строят ежегодно до 30–40 тыс. км дорог.

Очевидно, что в 2015 году следует ожидать сокращения финансирования строительства дорог и переноса начала строительства ряда объектов. Пока ни в правительстве, ни в Минтрансе об этом не говорят, но вполне возможно, что под секвестр попадут такие дорогостоящие проекты как скоростные железные дороги. С другой стороны, мост через Керченский пролив могут начать строить за любые деньги.

 

Стройматериалы: растут и цены, и объемы

Стройиндустрия России в 2014 году развивалась достаточно активно: по большинству строительных материалов – цементу, кирпичу, железобетонным конструкциям  - рост от 2 до 12%. Очевидно, что это обусловлено увеличением объемов строительства и вводом в строй новых предприятий, прежде всего, цементных заводов и заводов по производству керамических изделий.

Однако цены на стройматериалы в 2014 году выросли в среднем на 10-15%, а в дальнейшем их рост только ускорится. Говорить о полном импортозамещении в стройиндустрии трудно, поскольку в ряде сегментов зависимость от импортных добавок, присадок или комплектующих весьма высока. В качестве показателя можно назвать оконную отрасль, где подавляющее большинство фурнитуры, а также полимерного сырья для пластиковых профилей производится за пределами Российской Федерации. Таким образом, в 2015 году здесь можно ожидать рост стоимости продукции на фоне и без того падающего спроса.

Представляют непродуктивными и попытки административно ограничить или вообще запретить использование импортных стройматериалов при капитальном ремонте домов, как то предложил на заседании Президиума Общественного Совета Минстроя России руководитель Комиссии по вопросам лифтового хозяйства, директор «Мослифта» Сергей Чернышов.

Эксперты отреагировали на это предложение резко негативно. Так, представители лифтовой отрасли единодушно заявили нашему журналу, что такое предложение показывает всю глубину непонимания ситуации с установкой  инженерного оборудования здания. Сейчас нет ни одного полностью российского лифта – в любом лифте от 30% до 60% составляют импортные комплектующие. Более того, вся система энергоэффективности здания,  за которую так ратует нынешнее руководство страны, невозможна без использования импортного оборудования. Зачем же непродуманными заявлениями нагнетать ситуацию в и без того непростое время?

 

Что год грядущий нам готовит?

Подводя итоги, можно сказать, что 2015 год будет сложным для российских строителей, особенно для средних и малых компаний. Бюджетное финансирование строительства, очевидно, будет сокращено, а кредиты стали неподъемно дороги. В этих условиях выживут компании, сформировавшие «подушку» безопасности за счет собственных средств и портфеля заказов.

В целом, на конец 2015 года эксперты прогнозируют закрытие от 10 до 20% строительных организаций.

Дата публикации: 19.02.2015 г.   01:31:18
Информация обновлена:  19.02.2015 г.   01:31:18
Информацию разместил:  Администратор сайта Ассоциации "ЭкоСтрой"